(1) In his eramus lautitiis, cum Trimalchio ad symphoniam 1 allatus est – positusque inter cervicalia minutissima expressit imprudentibus risum. Pallio enim coccineo 2 adrasum excluserat caput, circaque oneratas veste cervices laticlaviam immiserat mappam, fimbriis hinc atque illinc pendentibus. Habebat etiam in minimo digito sinistrae manus anulum grandem subauratum, extremo vero articulo digiti sequentis minorem, ut mihi videbatur, totum aureum, sed plane ferreis veluti stellis ferruminatum. Et ne has tantum ostenderet divitias, dextrum nudavit lacertum, armilla aurea cultum et eboreo circulo, lamina splendente conexo.
Закуска и появление Трималхиона.
(1) Мы погрузились в эти роскошества, когда под звуки оркестра 1 доставляют Трималхиона, помещенного в груде крохотненьких подушечек — кое-кто невольно [даже] расхохотался. Из кошенильного 2 3 паллия 4 торчала бритая голова 5; вокруг укутанной покрывалом шеи пущен платок 6 с сенаторской полосой 7 8, на котором там и сям болтается бахрома 9. Еще на мизинце левой руки у него имелся огромный позолоченный перстень; рядом же, на кончике безымянного пальца, — поменьше, [и,] как мне показалось, чистого золота, только сплошь инкрустированный железными как бы звездочками 10. А чтобы еще не так выставить драгоценности, он обнажил по плечо правую руку, украшенную золотым браслетом 11 12 и обручем слоновой кости, сомкнутым блестящей бляхой.
1. Грец. Symphonia; συμφωνία. 1) Группа музыкантов; небольшой оркестр. 2) Музыка в исполнении такого оркестра.
2. Грец. Coccineus, coccinus; от κόκκινον, κόκκῐνος; кошенильный, окрашенный в кошениль. От ярко-красного до багряно-пурпурного. Не такой характерный и ценный как собственно пурпур, получаемый из пурпурных улиток.
3. Кошениль, как «яркий», входил в число «женских» цветов; не официально-деловая одежда, т.e. не тога (toga) и не лацерна (lacerna), окрашенная этими цветами, или имеющая элементы этих цветов, являлась атрибутом «женскости», признаком изнеженности и женоподобия, приличествовавших только кинедам. На одежду ярких цветов (в частности, ярко-красного) человеку положения какого добился Трималхион став севиром августалов налагался негласный запрет. Кошенильный паллий, укутанная плащом шея — часть образа вульгарной роскоши на фоне причастности к сакральным общественным институтам. Сарказм усугубляет бритая голова, если по этому факту допустить, что Трималхион выкупился на свободу недавно. ○ XXI 9, XXVIII 9, XXVIII 21, XXIX 15, XXX 11, XXXII 5. ○ Марциал, I XCVI 6:
В червец одетых [он] за мужа не держит...
II XXXIX 1:
Бляди всем ведомой шлешь лиловые с красными платья...
4. Грец. Pallium; паллий. 1) Римское название для любой верхней греческой одежды (гиматия, ксистиды, пеплоса, трибона, фароса, хламиды, хлены
5. Очевидно Трималхион получил вольную совсем недавно (и сам обед посвящен его недавнему освобождению; XXVI 11); при освобождении раба брили наголо. Такое предположение согласовалось бы со стремлением Трималхиона назойливо подчеркивать элементы выделяющие его как свободного; например возможность обращения к себе по личному имени (praenomen) (XXX (1)). ○ XXVI 11, XXX 21, XXXII 3, XL 9, XLI 1, XLI 6, LVIII 5, LIX 16, LXXI 1.
6. Амбив. Ирон. Mappa: 1) платок; 2) салфетка (в частности, в которой гости уносили с застолья свои гостинцы). ○ XL 18, LX 21, LXVI 11.
7. Laticlavium, clavus latus; латиклавий. Широкая пурпурная полоса, которой оторачивалась тога. Являлась знаком сенаторского достоинства. На clavus latus имели право также члены императорской семьи, некоторые жрецы. Такую тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) носили тж. свободнорожденные мальчики до достижения совершеннолетия в 14 лет.
8. Высшие магистраты (consul, консул; praetor, претор; censor, цензор), сенаторы, и всадники имели право на особенную регалию — вертикальную пурпурную полосу на тоге и/или тунике (clavus); высшие магистраты и сенаторы — на широкую (clavus latus, laticlavium; ок. 8 см), всадники — на узкую (clavus angustus, angusticlavium; ок. 2,5 см). На clavus latus имели право также члены императорской семьи, некоторые жрецы (как на торжественно-ритуальную одежду во время отправления культа); позже право на клав получили сыновья сенаторов и всадников готовившиеся к cursus honorum (последовательность военных и политических магистратур, через которые проходила карьера политиков сенаторского ранга). Одежда с клавом имела свое название — тога называлась [toga] praetexta, [toga] laticlavia; туника — [tunica] laticlavia (с широкой полосой); [tunica] angusticlavia, angusticlavus, angustus clavus (с узкой полосой; на тунике было собственно две полосы, по левому и правому краю, но при ношении под тогой была видна только правая). Имевшие право на клав, чтобы подчеркнуть свое достоинство, часто украшали пурпурными полосами предметы одежды в правилах ношения клава не оговоренные — например шейные платки (изначально салфетки, которые обматывали вокруг шеи за обедом чтобы не испачкать одежду едой). Эта практика быстро «ушла в народ»; «поиграть в сенаторов» таким образом нравилось многим. Увлечение такими псевдоклавами стало почти обязательной практикой в частности в среде нуворишей
Здесь с широким платок цветастый клавом...
(В числе недорогих «простонародных» подарков на Сатурналии.)
9. Бахрома использовалась только в женском костюме, и в мужском считалась признаком изнеженности, женоподобия (тем не менее, тунику с бахромой в свое время носил Цезарь). ○ Светоний, «Божественный Юлий» XLV:
И одевался он, говорят, по-особенному: носил сенаторскую тунику с бахромой на рукавах и непременно ее подпоясывал, но слегка; отсюда и пошло словцо Суллы, который не раз советовал оптиматам остерегаться плохо подпоясанного юнца...
(Сенаторскую тунику. Туника обычно не имела рукавов и у сенаторов даже не подпоясывалась (чтобы не скрывать пурпурную полосу, знак сенаторского достоинства). Носить рукава, тем более с бахромой, считалась признаком изнеженности, женоподобия.)
10. Как мне показалось, чистого золота... инкрустированный железными... звездочками. Очевидно кольца были сделаны так чтобы золото бросалось в глаза, но чтобы в любое время можно было показать, что они не полностью золотые. Кольцо/перстень из литого чистого золота являлись «индикатором» принадлежности к наследственной аристократии и отличительным знаком магистрата, поэтому носить литые золотые кольца/перстни мог только патриций/всадник и магистрат в рабочее время; севир августалов (sevir Augustalium), кем был Трималхион, — соответственно только «в рабочее время», при исполнении служебных обязанностей. Известно, например, что Клавдий наказал нескольких вольноотпущенников за ношение колец в неслужебное время. Далее Трималхион распоряжается чтобы на своей усыпальнице он был изображен с пятью такими кольцами, по одному на палец, в свое «рабочее время», исполняя обязанности севира (LXXI (3)). Всаднические кольца носились по древнейшему обычаю — на безымянном пальце левой руки. Примечательна реакция Гермерота на золотые кольца Аскилта (LVII) и Гитона (LVIII). Одно из этих двух колец Трималхион переодевает с левой руки на правую когда закричал петух (LXXIV). ○ LVII (1), LVIII (2), LXXIV (1), XXIX 15, XXX 11, LVII 11, LVIII 38, LVIII 40, LXXI 34. ○ Плиний, XXXIII VI (
(24) Сначала существовал обычай носить кольца только на одном пальце, а именно на безымянном; такое мы видим на статуях Нумы и Сервия Туллия. В позднейшие времена кольца стали надевать на указательный палец, даже на статуях богов, затем — и на мизинец. В Галлии и Британии, говорят, кольца надевают на средний. У нас теперь кольца не надевают только на этот палец, перегружая все остальные, даже надевая по кольцу на отдельный сустав.
(25) Есть такие кто надевает несколько колец на один только мизинец; другие же носят на нем только одно — кольцо с печатью которым запечатывают. Последнее оберегается как вещь редкая и которую негоже использовать не по делу, которую достают словно бы из сакрария — чтобы, имея на мизинце единственное [кольцо], можно было продемонстрировать более дорогое хранимое [дома]...
(Сакрария. Sacrarium; помещение для хранения священной утвари.)
11. Armilla. Крупный браслет в три-четыре витка. Изначально — знак отличия за воинскую доблесть, впоследствии — украшение мужское и женское. , , .
12. Очевидно очередное подражание Нерону; возможно, Трималхиону была известна история приводимая у Светония. Про эту змеиную кожу ср. у Диона Кассия. Трималхион, как видно далее, весьма суеверен. Ср. упоминание Трималхиона о своей армилле в LXVII. ○ LXVII (2), LXVII 10. ○ Дион Кассий, LXI (2):
В детстве на его шее нашли сброшенную змеиную шкуру, и гадатели сказали, что он унаследует великую власть от старого человека, так как, по общему мнению, змеи сбрасывают кожу от старости...
Светоний, «Нерон» VI:
Возникла такая выдумка оттого, что на его ложе у изголовья была найдена сброшенная змеиная кожа; кожу эту, по желанию Агриппины, вправили в золотое запястье, и он долго носил его на правой руке...