(1) Plausum post hoc automatum 1 familia dedit et “Gaio feliciter!” conclamavit. Necnon cocus potione honoratus est, etiam argentea corona 4 poculumque in lance accepit Corinthia. Quam cum Agamemnon propius consideraret, ait Trimalchio: “Solus sum qui vera Corinthea habeam.” Exspectabam ut, pro reliqua insolentia, diceret sibi vasa Corintho afferri. Sed ille melius “Et forsitan,” inquit, “quaeris quare solus Corinthea vera possideam? Quia scilicet aerarius a quo emo Corinthus vocatur. Quid est autem Corintheum nisi quis Corinthum habeat?
(2) “Et ne me putetis nesapium esse, valde bene scio unde primum Corinthea nata sint. Cum Ilium captum est, Hannibal, homo vafer et magnus stelio, omnes statuas aeneas, et aureas, et argenteas in unum rogum congessit et eas incendit, factae sunt in unum aera miscellanea. Ita ex hac massa 11 fabri sustulerunt, et fecerunt catilla, et paropsides 12, <et> statuncula. Sic Corinthea nata sunt, ex omnibus in unum, nec hoc, nec illud. Ignoscetis mihi quod dixero – ego malo mihi vitrea, certe non olunt. Quod si non frangerentur, mallem mihi quam aurum, nunc autem vilia sunt.
(1) После такого фокуса 1 дворня 2 разразилась рукоплесканиями и провозгласила: «Да здравствует Гай 3!» Кроме того, повара почтили чашей [вина], а также поднесли серебряный венок 4 5 и кубок на блюде коринфской бронзы 6. Когда Агамемнон внимательно его оглядел, Трималхион заявляет:
— Только у меня есть настоящая 7 коринфская бронза.
Я думал, что он, по прежнему чванству, заявит будто посуду ему везут из Коринфа. Но он вообще
— Может быть, — говорит, — спро́сите отчего только у меня настоящая коринфская бронза? Потому, понятно, что мастер у кого покупаю зовется Коринф 8. А что может-то быть коринфского как не то что есть у Коринфа?
(2) А чтоб не считали меня дундуком — очень хорошо знаю откуда коринфская бронза [пошла]. Когда взяли Трою, Ганнибал, хитрец и большой пройдоха, все статуи медные, и серебряные, и золотые свалил кучей в костер и поджег 9, и они сварились в одну медную окрошку 10. А мастера́ из этой каши 11 понатаскали, и понаделали тарелок, и блюдец 12, <и> статуэток. Вот так коринфская бронза и получилась — всяко в одно, ни то, ни се. [Уж] простите мне что скажу, [но] по мне так лучше стекло — хотя б не воняет 13. Кабы не билось, так по мне — лучше золота, а так — грош ему нынче цена.
1. Грец. Automatum; от αὐτόματον (случай, случайность; самопроизвольность).
2. Familia. Общность состоящая из семьи хозяина, его рабов, часто тж. слуг-свободных живущих при доме. Собирательное от famulus (прислуживающий, раб, служитель).
3. XXX 12, XXX 21, LIII 10, LIV 1, LXII 14, LXXV 3.
4. Грец. Corona; κορώνη (венец, завершение, конец).
5. Такие венки, изготовленные из золотых или серебряных листьев, упоминаются у Плиния. Поднося такой знак почести рабу, Трималхион в очередной раз демонстрирует «роскошную ногу», на которую живет его дом. ○ XXXIV 10. ○ Плиний, XXI IV (6):
Красс Богатый стал первый раздавать на своих играх венки с искусственными серебряными и золотыми листьями; чтобы украсить эти венки и придать дополнительную почетность к ним добавлялись лемниски, как на этрусских венках, которые не могли перевязываться ничем кроме золота. Эти лемниски долгое время не имели узора; П. Клодий Пульхр стал первый украшать их рельефом, а на лыко стал наносить золотые листки.
(Лемниски. Ленты которыми украшались победные венки, трофеи; вначале изготовлялись из липового лыка, затем — из ценных тканей, впоследствии — из листового серебра и золота. Лыко. Липовый луб, которым скреплялись гирлянды и венки.)
6. Коринфская бронза (известная как «темно-каштановая») была самым дорогим из медных сплавов; изготавливалась из золота, серебра, меди. Коринфской бронзы было три вида: желтая, в которой преобладало золото; белая, в которой преобладало серебро; в третьем виде металлы находились в равных пропорциях. ○ XXXI 21, L 9, CXIX 6. ○ Плиний, XXXIV I (
(1) Вслед за тем нужно сказать о медных рудах, поскольку медь и в обиходе занимает следующее место по ценности (мало того, коринфская ценится выше серебра и даже чуть ли не выше золота), а также имеет платежную силу...
(6) Из знаменитых старинных сплавов больше всего славится коринфская бронза. Сплав этот получился случайно во время пожара при взятии Коринфа, и страсть многих к коринфской бронзе поразительно неистова; передают например, что Веррес, осуждения которого добился Марк Цицерон, был, вместе с ним, проскрибирован Антонием только за то, что отказался уступить ему вещи из коринфской бронзы...
(7) Коринф был захвачен в третий год
(8) Существует три рода [коринфской бронзы]: белая, блеском очень близкая к серебру и в которой этот металл составляет большую часть; второй, в котором преобладает рыжий оттенок золота; третий, в котором все металлы смешаны в равной пропорции. Помимо этих существует еще один сплав, соотношения которого описать невозможно (даром что изготовлен рукой человека, свойствами [все-таки] правит случай); сплав этот ценится за свой цвет, который напоминает цвет печени, отчего называется «гепатизон»; коринфской бронзе он уступает, но далеко превосходит эгинскую и делосскую, которые долго держали первенство.
(Во время пожара при взятии Коринфа. Пожар 146
7. Увлечение коллекционированием, берущее начало в период поздней Республики, ко времени Нерона и после (2-я половина I в.) превратилось в важный элемент общественной жизни, обеспечивая статус «изящного, утонченного» человека, знатока искусств (в частности греческого, как оказывавшего главное влияние на культурную жизнь Рима). К этому времени в Риме сложился богатый рынок произведений искусства, на котором естественным образом обитали мошенники, процветавшие в основном благодаря «компетентности» коллекционеров — «утонченных знатоков» типа Трималхиона. Во всеобщем увлечении коллекционеру было важно выделиться; на фоне такого же всеобщего доминирования мошенников, заполнивших рынок фальсификацией, каждый коллекционер утверждал, что только он имеет «настоящего» автора, подлинную работу, а не подделку. Коринфская бронза подделывалась в большом масштабе. ○ L 8. ○ Марциал, IV XXXIX
Ты собрал серебра всего что можно —
у тебя одного Мирон старинный,
у тебя одного Пракситель, Скопас,
для тебя одного чеканил Фидий,
для тебя одного трудился Ментор;
также есть настоящий, верный Гратий...
(У тебя одного. Только у тебя одного в коллеции — подлинники, не подделка.)
8. Шутка Трималхиона тж. отсылает к фактам повсеместной подделки коринфской бронзы. ○ L 7.
9. Трималхион путает Илион с Коринфом, Ганнибала с Муммием (который, будучи консулом, взял и разрушил Коринф в 146
История, как говорят, такова — судно груженое селитрой бросило на этом месте якорь; купцы, собираясь приготовить на берегу пищу и не найдя поблизости никаких камней чтобы поставить на них котелки, использовали для этих целей несколько кусков селитры, принесенных с корабля. Когда селитра подверглась действию огня, [в то же время] перемешавшись с песком побережья, купцы увидели прозрачные натеки некой жидкости, до сих пор неизвестной; таким образом и было изобретено стекло...
10. Miscellanea. Род окрошки; простое блюдо гладиаторов.
11. Грец. Massa; μάζα (тесто).
12. Грец. Paropsis; παροψίς. Небольшое блюдо, преим. для десерта.
13. Коринфская бронза имела специфический запах, который служил доказательством ее подлинности. ○ Марциал, IX LIX 11:
Носом проверил потом — не пахнет ли бронза Коринфом...