(1) Dum hunc diligentius audio, non notavi mihi Ascylti fugam. [...]
[3] (2) Et dum, in hoc dictorum aestu, in hortis incedo, ingens scolasticorum 2 turba in porticum venit – ut apparebat ab extemporali declamatione nescio cuius, qui Agamemnonis suasoriam exceperat. Dum ergo iuvenes sententias rident ordinemque totius dictionis infamant, opportune subduxi me et cursim Ascylton persequi coepi. Sed nec viam diligenter tenebam quia [...], nec quo loco stabulum esset sciebam. Itaque quocumque ieram eodem revertebar, donec, et cursu fatigatus, et sudore iam madens, accedo aniculam quandam, quae agreste holus vendebat, et
(1) Внимательно его слушая, я не заметил как Аскилт от меня убежал. [...]
Приключения в лупанаре.
[3] (2) Пока, в пылу этой беседы, я разгуливал по парку, в портике 1 появилась огромная толпа студентов-риторов 2 — очевидно с импровизированной 3 речи кого-то не знаю кого 4, нападавшего на суазорию 5 Агамемнона 6. Пока, значит, молодежь насмехалась над содержанием 7 речи и глумилась 8 над слогом и композицией, я улучил момент и пустился нагонять Аскилта. Однако я ни дороги точно не помнил, потому что [...], ни где был постоялый двор не знал. Таким образом, куда бы я ни пошел, то возвращался назад, пока, и утомленный беготней, и уже мокрый от пота, не обратился к какой-то старушке, продававшей деревенские овощи, и
1. Портики, дававшие укрытие от жары, были обязательным элементом архитектуры южного города. Обычно пристраивались к храмам и являлись местом прогулок, бесед, встреч (в том числе деловых); использовались для публичных декламаций и чтений. В Риме многие портики являлись центрами городской жизни и деловой активности. В античном мире был наиболее известен Стоа Пойкиле (Στοά Ποικίλη; «расписной портик» — портик в Афинах, стены которого были украшены произведениями Полигнота), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. Впоследствии стали возводиться портики предназначенные специально для декламаций, чтений, занятий учеников с учителями,
Если бы римский народ спросил почему я плодами
общих не пользуюсь дум (как в портиках общих бываю),
ценного всем не ищу, противного не избегаю...
«Сатиры» I IV
Ибо, ложусь ли в постель, иль гуляю под портиком, всюду
я размышляю всегда о себе...
2. Грец. Scholasticus, scolasticus; σχολαστικός (ученый, преданный ученым занятиям; учебный, школьный).
3. Узус. Extemporalis (импровизированный, неподготовленный, экспромтный). Термин из практики декламаторов, ораторов, риторов. ○ Марциал, V LIV:
Extemporalis factus est meus rhetor –
Calpurnium non scripsit, et salutavit.
Мой ритор стал работать без подготовки —
«Привет» сказал «Кальпурний» запись не сделав.
(Хорошая память была одним из главных требований к оратору; будучи компетентным ритором Аполлодот должен [был бы] помнить, без помощи номенклаторов или записей, имена тех с кем здоровается. Здесь Аполлодот, который, очевидно, стал хвастать, что стал extemporalis (
4. Узус. Ирон. Nescio cuius. Словоупотребление характерное в общем плане отношения Петрония к засилью многочисленных «декламаторов», «ораторов», «поэтов»,
5. Suasoria; суазория. Речь посвященная убеждению в чем-л. защите, рекомендации чего-л. Как школьное риторическое упражнение — попытка учащегося от имени какого-л. исторического лица изложить и мотивировать какое-л. решение или действие.
6. Фрагм. Беседа которую упоминает Энколпий, и суазория которую декламирует Агамемнон, очевидно, связаны и содержатся в предшествующей лакуне.
7. Sententia; сентенция. 1) Изречение, сентенция. 2) Взгляд, мнение, мысль. 3) Воля, намерение, решение. 4) Судебное постановление, приговор. Юр.
8. Персий, III
Это — потеха толпы; здоровенные парни двукратно
усугубляют, наморщив носы, дребезжание смеха...